• Элемент дизайна

Добро пожаловать

моя семья - за

год семьи

 

Нормативно-правовая документация федерального и регионального уровня, локальные акты Учреждения

Сопровождение детей с ОВЗ и/или детей-инвалидов осуществляется в соответствии с нормативно-правовым обеспечением:

  • международно-правовыми актами: «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 (с изм. и доп. от 13.05.2004); «Декларацией прав ребенка» (от 20.11.1959); «Конвенцией о правах ребенка» (от 15.09.1990);
  • Законами РФ: «Конституцией РФ», ст. 43, 72; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (№ 273-ФЗ); «Семейным Кодексом РФ» от 08.12.1995 № 223 ФЗ; Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» (в редакции от 21.07.2014, с изменениями от 06.04.2015);
  • документами Правительства РФ: распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р, утверждающим Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы; Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • документами Министерства образования и науки РФ: Письмом Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»; Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом №1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Минобрнауки РФ № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Методическими рекомендациями по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей № ВК-15/07 от 13.01.2016 Минобрнауки РФ, Комментариями к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249; Письмом Минобробразования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; письмом Минобрнауки Самарской области МО-16-09-01/1272 от 19.12.2016 «План характеристики обучающегося в образовательной организации для представления на ПМПК»; Письмом Минобрнауки России № ВК-2101/07 от 31.08.2015 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»; Письмом Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • документами Федеральных служб: постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • с локальными документами Учреждения: лицензия на осуществление образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 93 «Мишутка» городского округа Тольятти; устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 93 «Мишутка» городского округа Тольятти, положение о ПМПК, положение о взаимодействии с семьями воспитанников, положение о логопункте, положение о рабочей программе педагога, положение о кабинете учителя-логопеда, положение о работе с детьми с ОВЗ, правила приема воспитанников, приказ о создании психолого-медико-педагогического консилиума, приказ об утверждении коррекционно-развивающих программ, приказ на зачисление детей с логопункт, приказ на отчисление детей из логопункта, приказ об ответственном за организацию работы с детьми-инвалидами.

Положение об организации работы с детьми с тяжелыми нарушениям речи (копия .PDF) (электронный документ .PDF

Положение об организации работы с детьми с задержкой психического развития (копия .PDF) (электронный документ .PDF

Положение о психолого - педагогическом консилиуме (копия .PDF) (электронный документ .PDF

Положение о порядке реабилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка - инвалида (ИПРА) в части "Мероприятия по психолого - педагогической реабилитации и абилитации" (копия .PDF) (электронный документ .PDF

Положение о порядке разработки, утверждения и реализации основной  образовательной программы дошкольного образования (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о разработке и реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение об индивидуальной образовательной программе для воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей - инвалидов (копия .PDF) (электронный документ .PDF)

Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников (копия .PDF) (электронный документ .PDF)

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (копия .PDF) (электронный документ .PDF)

Положение о работе с детьми с ОВЗ (копия . PDF) (электронный документ .pdf)

Положение о кабинете педагога-психолога (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о кабинете учителя-логопеда (учителя-дефектолога) (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о музыкальном зале (копия .PDF) (электронный документ .PDF)
Положение о физкультурном зале (копия .PDF) (электронный документ .PDF)


В Учреждении заключены договоры о сетевом взаимодействии в рамках данного направления:

  • договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ГОУ «ППЦ» и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения от 22.01.2021 г. на 3 года (копия .PDF)
  • договр о сотрудничестве с ППц от 28.12.2020 г.; (копия .PDF
  • договор о сотрудничестве МБУК г.о.Тольятти «Тольяттинский краеведческий музей»  и МБУ д/с № 93 «Мишутка» 1 корпус от 01.10.2022 по 31.08.2023 (копия .PDF
  • договор о сотрудничестве МБУК г.о.Тольятти «Тольяттинский Художественный музей»  и МБУ д/с № 93 «Мишутка» 4 корпус от 30.09.2022 по 31.12.2023 (копия .PDF)
  • Договор об организации и проведения производственной практики (копия .PDF
  • Договор о сотрудничестве МБУК г.о.Тольятти «Библиотеки Тольятти» и МБУ д/с № 93 «Мишутка» 1 корпус от 17.10.2022 (копия .PDF)
  • Договор о сотрудничестве МБУК г.о.Тольятти «Библиотеки Тольятти» и МБУ д/с № 93 «Мишутка» 4 корпус от 11.10.2022 (копия .PDF)

1. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (.PDF)
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (.PDF)
3. Статья 79. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (.PDF)
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (.PDF)
5. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» (.PDF)
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (.PDF)
7. Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 "О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении" (вместе с "Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении") (.PDF)
8. Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (.PDF)
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (.PDF)
10. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (.PDF)
11. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи»  (.PDF)
12. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»  (.PDF)
13. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № МО-16-09-01/1272-ту  (.PDF)
14. Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»  (.PDF)
15. Письмо Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»  (.PDF)

16. Приказ об организации работы по предоставлению информации об исполнении мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка - инвалида от 16.06.2020 № 155 - пк/32 (копия .PDF


АООП Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР.(копия .PDF) (электронный документ .PDF)

Рецензия на АООП для детей  ЗПР (копия .PDF)

АООП Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР. (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рецензия на АООП для детей  ТНР (копия .PDF)

Рабочая программа музыкального руководителя (группа ОНР). (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа музыкального руководителя (группа ЗПР). (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа музыкального руководителя Е.А.Тарасова (кория .PDF) (электронный документ .PDF)

Рабочая программа учителя-дефектолога В.А.Учаева (группа ЗПР). (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа учителя-дефектолога Д.М.Чумаева (группа ЗПР) (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа учителя-логопеда Н.Ю.Ураксина (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа учителя-логопеда Бражниковой А.В. (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа воспитателей группы ОНР № 11. (копия .PDF(электронный документ .PDF)

Рабочая программа воспитателей группы № 3 для детей с ЗПР (копия .PDF) (электронный документ .PDF)

Рабочая программа воспитателей группа № 12 для детей с ЗПР (копия .PDF) (электронный документ .PDF)

 

Доступность среды

МБУ детский сад №93 «Мишутка» в настоящее время посещают дети с ОВЗ:

  • 35 человека с общим нарушением речи;
  • 26 человек с ЗПР
  • 3 ребенок-инвалид.

Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБУ детский сад № 93 «Мишутка» имеет одно кирпичное здание 1973 г. постройки. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световыми табло "Выход". При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения о наличии оборудованных групповых помещений

В учреждении оборудовано 13 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

В старших группах оснащены уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).

В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.

Объекты спорта

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, досуги, праздники и развлечения.

В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастические скамейки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в МБУ детский сад № 93 «Мишутка» предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно- методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Объекты для проведения практических занятий

1. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:(счетный материал,пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы".

в) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.

г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.

Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Библиотека

Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.

Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБУ детском саду № 93 «Мишутка» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим учреждения.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБУ детский саду №93 «Мишутка» создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении имеется медицинский и процедурный кабинеты. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с ГБУЗ Самарской области «ТГП № 4», в рамках которого: на базе учреждения работает медицинская сестра, организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).

Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум учреждения. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям,
в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Количество компьютеров в МБУ детском саду № 93«Мишутка», подключенных к сети "Интернет" - 7 точек, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 4. Локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 100 Кбит/сек. Оказание данных услуг осуществляется провайдером ОАО "Ростелеком";

Разработан и действует сайт МБУ детского сада № 93«Мишутка». Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматриваются.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, физкультурный залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в учреждении оборудованием.

О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии.

Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено

Педагогам

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных программ коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация карты развития ребенка коррекционно-педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется, логопедом, музыкальным руководителем, педагогами, медицинским работником ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности. Составление карты развития ребенка способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Важным принципом для определения и реализации карты развития ребенка является:

  • принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • соблюдение интересов воспитанника;
  • принцип создание ситуации успеха;
  • принцип гуманности и реалистичности;
  • содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, карты развития ребенка — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого педагогами и специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ на протяжении определенного времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые логопедом дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с картой развития ребенка. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активность, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребенку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

  1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребенка;
  2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
  3. проведение открытых занятий;
  4. работа с детско-родительской парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

  • карта развития каждого ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов учреждения;
  • единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
  • возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Создание условий организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Основные направления работы Учреждения:
1. С детьми.

Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству.

Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды.

На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности — привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника. Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.

Второй этап — коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребенка: определение направлений коррекционной помощи ребенку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения( составляется на 1–3 месяца).

Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников;
  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;
  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума ( соц.окружения) ребенка;
  • диагностические исследования.

Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

2. С родителями

Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей. Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.

3. С педагогами ДОУ

Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития (пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское, игровое оборудование и т.д.).

Наше образовательное учреждение проанализировало материально-техническую, дидактическую и методическую готовность принятия ребенка с ОВЗ и ребенка — инвалида в свое учреждение в соответствии со структурой дефекта, заполняет паспорт образовательной среды учреждения (оценка материально-технического оснащения; оснащение групповых комнат; дидактическое и иное оснащение; психолого-педагогическое обеспечение учреждения).

ПМПК

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

С целью выявления особых образовательных потребностей детей в Учреждении организована деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (Положение о ПМПк), в рамках которого осуществляется система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей в условиях образовательного процесса. Успешность помощи ребёнку обеспечивается четким взаимодействием специалистов в системе сопровождения: «специалист-ребенок-родитель-специалист».

Деятельность консилиума Учреждения заключается:

  • в постановке психолого-педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия;
  • консультации родителей (законных представителей), воспитателей, специалистов Учреждения по вопросам профилактики, а также организации психологической помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями;
  • в подготовке документов на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью подтверждения возможных проблем в обучении и развитии, определения адекватной формы обучения, а также в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребёнка.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит освидетельствование детей раннего, дошкольного и школьного возраста. В составе комиссии работают: детский врач-психиатр, врач-педиатр, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, а также учителя-логопеды.

Обследование ребёнка проходит в присутствии родителей или лиц, их заменяющих (законных представителей), которые должны иметь при себе паспорт.

Для прохождения ПМПК необходимо подготовить пакет документов:

  1. Паспорт родителя (законного представителя)
  2. Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
  3. Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
  4. Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
  5. Заключение врача-офтальмолога (окулист)
  6. Заключение врача-отоларинголога (лор)
  7. Заключение врача-невропатолога (обязательно для всех возрастов)
  8. Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)
  9. Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
  10. Педагогическая характеристика от воспитателя (классного руководителя)
  11. Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
  12. Табель успеваемости
  13. Последние тетради по русскому языку и математике
  14. 4 рисунка (для дошкольников)

Внимание!!! Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, и личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев.

Внимание!!! Педагогическая характеристика, табель успеваемости, психологическое и логопедическое представления должны быть заверены подписью директора и печатью образовательного учреждения.

ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является основанием для зачисления ребенка в специализированную группу (класс). Для оформления в специализированный детский сад выписку предъявляют в МФЦ. Родители школьников передают выписку администрации школы.

Преимущества обучения ребёнка в специализированной группе

В дошкольных образовательных учреждениях г.о. Тольятти для детей с особыми возможностями здоровья открыты логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение неоправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе имеет ряд преимуществ, которые компенсируют все издержки.

  1. Материальные расходы на проезд к новому месту пребывания ребёнка малы по сравнению с затратами на обучение детей с репетиторами в будущем.
  2. Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.
  3. Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии:
  • расширен состав медицинского персонала (врач-невролог, специалист ЛФК, массажист);
  • медицинский кабинет, массажный кабинет, кабинет физиопроцедур имеют специальное оборудование для проведения оздоровительной и профилактической работы, для фито-аромо-витаминотерапии;
  • психологическое сопровождение обеспечивает педагог-психолог, имеющий в своём арсенале широкий спектр программ и методик, специальных пособий, техническое оснащение для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере ребёнка, для развития высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), для снижения уровня тревожности в период адаптации;
  • педагогическое сопровождение обеспечивают воспитатели совместно с командой специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, физинструктор, музыкальный руководитель, специалист по изодеятельности), которые имеют, как правило, высшую категорию, большой опыт работы, владеют новыми технологиями обучения, в том числе и компьютерными;
  • работа коллектива детского сада направлена на реализацию основной общеобразовательной и коррекционно-развивающей программ с применением здоровьесберегающих технологий;
  • полное обеспечение педагогического процесса специальными программами, методическими пособиями и техническими средствами обучения.

Контакты городского Психолого-педагогического центра:
Полное наименование учреждения: Государственное бюджетное учреждение – центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Психолого-педагогический центр» городского округа Тольятти Самарской области.
Полный адрес: 445045 Самарская область, г.Тольятти, ул. Громовой, 44
Телефон администратора: +7(8482)76-99-74
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: http://pcenter-tlt.ru/

График работы:
ПН — ПТ — 8:30-17:30
СБ, ВС — выходной

Телефон доверия

телефон доверия

телефон доверия

Независимая оценка качества

 

 

Вернуться в детство

Проект "Вернуться в детство"

Книга памяти: Дети войны

Контактная информация


Элемент дизайна

Мы находимся по адресу:
1 корпус: 445021, ПФО, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул.Мира, 81. Телефоны: 8(8482) 28-58-86 - заведующий Резник Лилия Ишбулдыновна, 8(8482) 26-11-88 - делопроизводитель, медсестра, заместитель заведующего по ВМР, 8(8482) 28-61-52 - бухгалтерия

Факс: 8(8482) 26-11-88, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2 корпус: 445011, ПФО, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чуковского,3. Телефон: 8(8482) 36-53-85 - методист

3 корпус: 445011, ПФО, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чуковского,4. Телефон: 8(8482) 36-56-94 - методист

4 корпус: 445010, ПФО, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская,54, Телефон: 8(8482) 31-95-41 - методист